Распределение земельного фонда Томской области по категориям и угодьям в 2022 году
Земельный фонд Томской области на 1 января 2023года составляет 31439,1 тыс.га.
Согласно действующему законодательству земли по категориям распределяются в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Основная часть территории области (28 700,1 тыс. га или 91,3 %) занята землями лесного фонда.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1915,5тыс. га или 6,1% от общей площади области. Площадь данной категории земель по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 3,2 тыс.га за счет перевода в состав земель лесного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Площадь земель населенных пунктов составляет 136,9 тыс.га или 0,4 % всех земель Томской области. Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. На начало 2023 года общая площадь городских населенных пунктов составила 70,4 тыс.га или 51,4 % от общей площади земель данной категории. Площадь сельских населенных пунктов составляет 66,5 тыс.га, что составляет 48,6 % от общей площади земель данной категории.
Земли водного фонда занимают 141,5 тыс.га или 0,5 %.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения занимают 62,2 тыс.га или 0,2 % всех земель области.
Земли запаса расположены на площади 482,8 тыс.га, это 1,5 % от всех земель области.
Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для
конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.
По состоянию на 1 января 2023 года площадь сельскохозяйственных угодий в Томской области составила 1371,7 тыс.га.
На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30067,4 тыс.га или 95,6 %.
Обжалование решений контрольных (надзорных) органов»
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), установлен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействий) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).
Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий; выданы предписания об устранении выявленных нарушений; совершены иные действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Одной из главных особенностей является досудебный порядок подачи жалобы.
Закон № 248-ФЗ прямо указывает, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через портал Госуслуг и подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если к жалобе необходимо приложить копии документов, то их необходимо приложить также в электронном (сканированном) виде.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
Стоит отметить, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия окончательного решения по ней может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Статьей 41 Закона № 248-ФЗ определены требования к форме и содержанию жалобы.
Обращаем внимание, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, правила ведения которой утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482.
Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
Контрольный (надзорный) орган рассматривает жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 дня со дня его принятия.
«Электронные услуги Росреестра: что нового?»
Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.
В 2022 году в рамках программы «Национальной системы пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.
Например, сервис «Мои объекты недвижимости» - позволит объединить пространственные данные из различных государственных информационных систем, устранить ошибки и противоречия в сведениях. Пользователи смогут отслеживать изменения данных по объектам и их окружению, анализировать рынок недвижимости, прогнозировать развитие территорий.
«Земля просто» - поможет подбирать гражданам и бизнесу участки, подавать заявления на государственные и муниципальные услуги по приобретению прав в упрощенной форме. Ожидается, что после внедрения сервиса сроки получения услуг сократятся в два раза.
Сервис «Градостроительная проработка онлайн» позволит получать информацию о возможностях использования земельного участка, сервис «Согласования в стройке» оптимизирует процедуры, связанные с процессом строительства, а специальный сервис «Индивидуальное жилищное строительство» упростит процедуры для людей и застройщиков при взаимодействии с органами власти.
Часть из новых сервисов в настоящее время проходит тестирование, а сервис «Земля для стройки» уже развернут во всех 85 регионах Российской Федерации и доступен на публичной кадастровой карте Росреестра.
В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления направляют заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.
В соответствии с законом, в интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, обязаны самостоятельно направлять в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 1-2 дней при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом. Таким образом, переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра.».
А с 1 января 2024 года на электронную форму взаимодействия Росреестр полностью перейдет и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.
Чтобы операция с недвижимостью прошла успешно и свелись к минимуму риски, рекомендуем воспользоваться справочными сервисами на официальном сайте Росреестра. Сервисы Росреестра предоставляют основные сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) бесплатно и в режиме онлайн. Обращаем внимание, представленная на электронных сервисах справочная информация не может использоваться в качестве юридически значимого документа.
Эксперты филиала ППК Роскадастра по Томской области назвали топ-5 бесплатных справочных сервисов, представленных на официальном сайте Росреестра, которые могут помочь при оформлении недвижимости.
Публичная кадастровая карта
Сервис предоставляет общедоступные сведения из ЕГРН в режиме онлайн в текстовой и графической форме. В зависимости от выбранного вида объекта недвижимости пользователи получают различную информацию: границы, площадь и вид разрешенного использования земельных участков; контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства; кадастровая стоимость; форма собственности; границы зон с особыми условиями использования территории, территориальных и других зон.
Также на базе Публичной кадастровой карты работают информационные ресурсы «Земля для стройки» и «Земля для туризма».
Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online
С помощью сервиса можно сформировать запрос по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости и получить общедоступные сведения ЕГРН: кадастровая стоимость, статус, площадь, адрес, дата постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и т.д.
С помощью сервиса можно проверить объект недвижимости, например, перед заключением договора купли-продажи или аренды.
Жизненные ситуации
Электронный сервис поможет определить перечень документов, необходимых для конкретной услуги Росреестра.
Для формирования пакета документов необходимо пройти анкетирование, состоящее из нескольких вопросов. На основании полученных ответов сервис выдаст список необходимых документов, а также информацию о сроках оказания услуги и размере государственной пошлины. Полученный перечень документов можно сохранить или распечатать. Кроме того, пользователь может перейти по ссылке для получения услуги в электронном виде.
Реестр кадастровых инженеров
Сервис предоставляет достоверные и актуальные сведения о кадастровых инженерах нашей страны. Чтобы проверить, есть ли у специалиста квалификационный аттестат, достаточно знать ФИО кадастрового инженера. Посредством сервиса также можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Сервис позволяет найти грамотных кадастровых инженеров и не ошибиться в специалисте перед заключением договора на выполнение работ.
Фонд данных государственной кадастровой оценки
С помощью сервиса можно ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости, отчетами об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости, а также с систематизированными сведениями об объектах оценки.
Самоконтроль для граждан, приобретающих или владеющих земельными участками, для соблюдения требований о недопущении самовольного занятия земельного участка
Жизнь и быт граждан нашей страны тесно связаны, казалось бы, с такой простой и понятной с обычной точки зрения вещью как «земля» - например, размещение частного домовладения, садового участка, загородного дома, личное подсобное хозяйство, какое-либо предприятие или предпринимательская деятельность и многое-многое другое. Из этого прямо следует что земля, а точнее земельные участки, являются в данном случае чуть ли не главным предметом гражданских правоотношений между людьми. Купить, продать земельный участок, взять в аренду или в пользование, получить по наследству, всё это уже давно неотъемлемая часть нашей жизни. Главное при этом не стоит упускать из вида такой важный момент как описание местоположения земельного участка, т.е. его границы.
Как отметила исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Будучи уже владельцем земельного участка или его потенциальным приобретателем необходимо проверить состояние границ земельного участка, поскольку принцип добросовестного и ответственного владения имуществом является приоритетным, и наоборот, принцип «я не знал/не видел/приобрел как есть» в данном случае будет контрпродуктивным и может привести в негативным последствиям для владельца или пользователя земельного участка.»
В первую очередь это можно сделать самостоятельно. Желательно визуально осмотреть участок, чем он огорожен и какая у него конфигурация и соответствует ли это информации, указанной в документах на земельный участок. На данной стадии также желательно ознакомиться со сведениями официальных и публичных источников информации, таких как «Публичная кадастровая карта» (помимо общих ресурсов в различных городах могут быть свои местные ресурсы, на которых можно будет проверить границы участка).
Вторым способом будет являться обращение за услугами кадастровых инженеров, которые смогут проанализировать сведения о границах, указанных в документах на землю и спроецировать их непосредственно на земельном участке (это является максимально наглядным способом, поскольку специалист сможет указать какая линия границы, какая поворотная точка границы, где находятся или должны находиться и закрепит результат работ на местности).
После данных процедур вы уже будете уверены в границах участка или будете знать о «проблемных» моментах (например, по договору вы купили 10 соток земли, а выяснилось что по факту у вас 9,5 соток или даже больше положенных 10, или граница проходит не там где нужно), ведь не забывайте, что вокруг вас могут оказаться другие владельцы или пользователи земельных участков, и могут затрагиваться их права и интересы, а главное, ничьей земли не бывает.
Что же следует предпринять, если выяснилось что границы принадлежащего вам земельного участка не совпадают со сведениями государственного реестра?
В случае если, выяснилось что по факту вы занимаете площадь большую, чем вам принадлежит, то самым простым способ будет освободить занятые земли. Но если вы понимаете что данная земля вам нужна, то придется заняться оформлением прав на данную землю. За оформлением прав по общему правилу надо обращаться в органы местного самоуправления. И тут возможны различные варианты оформления прав:
- перераспределение земельного участка (когда изначальный земельный участок, находящийся в собственности, прекращает свое существование и образуется новый земельный участок большей площадью);
- оформить права на земельный участок (подразумевает под собой формирование нового участка с последующим приобретением прав на него, например, выкупить или взять в аренду);
- получение разрешения на использование земельного участка (даёт возможность использования земельного участка в установленных законом случаях без его предоставления на каком-либо праве).
Если же вы выяснили что границы вашего участка, поставленные на государственный учёт, не соответствуют фактическому местоположению земельного участка, хотя понятно, что участок находится на положенном ему месте (например, сам участок всегда был размещен с одной стороны дороги, а согласно сведений государственного учёта он якобы размещен с другой стороны от дороги или вообще на соседней улице), то это уже признаки реестровой ошибки. В данном случае владельцу участка необходимо обратиться в Росреестр или ППК «Роскадастр» с соответствующим заявлением, тогда будет запущена специальная процедура по исправлению данной ошибки. Следует учесть, что данный процесс с учётом проведения всех необходимых мероприятий и согласовательных процедур может занять несколько месяцев, но является наименее обременительным для владельца участка.
В соответствии с действующим законодательством, возраст совершеннолетия наступает с 18 лет. Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на малолетних – т.е. не достигших 14 лет и лиц в возрасте с 14 до 18 лет. И одна, и другая категория является детьми, однако малолетние граждане в силу совсем молодого возраста наделены еще меньшей дееспособностью, чем лица категории с 14 до 18 лет, но это не является ущемлением их прав. Часть сделок несовершеннолетние могут осуществлять с согласия родителей, опекуна или попечителя. Это напрямую касается и возможности их участия в сделках с недвижимостью.
Решение родителей, опекунов или согласие попечителей не может рассматриваться как возможность распоряжаться недвижимым имуществом, являющимся собственностью несовершеннолетнего в интересах взрослых. Более того, в большинстве случаев, родители и опекуны не могут сами продать, обменять, подарить, сдать в аренду, разделить или выделить доли из имущества ребенка, а попечитель давать согласие на это без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
«Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, часто содержит определенное условие. Для примера - приобретение в собственность ребенка иного недвижимого имущества взамен отчуждаемого. Это условие должно быть выполнено до того, как документы по отчуждению имущества ребенка будут представлены в органы регистрации прав, иначе в регистрации сделки может быть отказано», - пояснил начальник юридического отдела филиала ППК «Роскадастра» по Томской области Андрей Камышников.
Без предварительного разрешения органов опеки опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе:
- по обмену или дарению;
- сдаче внаем (аренду);
- сдаче в безвозмездное пользование или в залог;
- влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;
- любых других действий, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного.
Согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», предварительное разрешение либо отказ в его выдаче должны быть предоставлены законным представителям ребенка в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи соответствующего заявления в орган опеки и попечительства. Отказ в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке.
В подавляющем большинстве случаев, закон предусматривает обязательное нотариальное удостоверение договора купли-продажи, если собственником либо участником общей собственности продаваемого недвижимого имущества является несовершеннолетний. Несоблюдение предусмотренной законом нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» указано, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Отдельно следует отметить сделки с недвижимостью, приобретенной с привлечением средств материнского (семейного) капитала. Закон устанавливает обязанность выделения долей родителям и детям в жилье, которое приобретено за счет средств материнского капитала. По закону, использовав материнский капитал для погашения ипотеки, родители обязаны наделить своих детей причитающимися им долями в недвижимости. То есть, в таком случае, уже закон обязывает родителей соблюсти права ребенка, выступая представителями несовершеннолетних детей.
Решение о государственной регистрации прав (приостановлении или отказе), в том числе в отношении сделок с участием несовершеннолетних, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов.